В промежутке: формальный метод детской поэзии
DOI:
https://doi.org/10.31860/2304-5817-2020-2-18-10-26Аннотация
Во введении к архивному блоку делается попытка рассмотреть развитие послереволюционной поэзии для детей с точки зрения литературоведческих исследований того времени. Настойчивое стремление таких формалистов, как Юрий Тынянов и Борис Эйхенбаум, видеть в литературе автономную область речевой деятельности отразилось в детской поэзии в виде четко выраженного желания определиться со специфическим характером собственно детской поэзии. Как утверждали критики того времени, «детским» в поэзии должны быть не только темы, но и сама организация поэтического материала. Специально выработанные методы организации словесной массы виделись главным признаком, который должен был отличить детскую поэзию от общей советской литературы в целом. В итоге, к середине 1930-х годов складываются общие методологические принципы советской поэзии для детей как поэзии игровой, песенной и смеховой. Стихи К. Чуковского и С. Маршака обозначат «песенно-игровой» полюс детской поэзии; в свою очередь, произведения В. Маяковского и А. Барто станут классическими примерами «дидактической» поэзии, в которой сатира и насмешки выступят поэтическими «орудиями воспитания». Соответственно эволюционизирует и позиция детского поэта: одиночек-аутсайдеров (Чуковский) потеснят «революционные поэты» (Маяковский), системные «попутчики» (Маршак) и классово-закалившиеся «советские детские писатели» (Барто).
Ключевые слова: методологическая недоразвитость, содержательная замкнутость, ритмико-синтаксический контур, акустический подход к поэзии, речевая игра, песенность поэзии, новая ритмика, поэтическая эволюция, чуковщина,