«В нашем великом Советском Союзе товарищ ― священное слово». Эмоциональные отношения между детьми в советской культуре

  • Катриона Келли

Аннотация

В статье рассматривается, каким образом представления об эмоциях и эмоци-
ональных отношениях (любви и дружбе) воспитывались в детях в советское
время, преимущественно в сталинскую эпоху. Несмотря на то что самоконтроль
считался предпочтительной моделью в поведении советских детей (как и взрос-
лых), акцент на важности «счастливого» детства означал, что на практике кодекс
поведения был более гибким, чем можно ожидать, основываясь на этом исходном
положении. Считалось, что дети должны уметь как скрывать свои чувства, так и
показывать их. Аналогичная ситуация складывалась и в области эмоциональных
отношений (любви и дружбы). В конце 1930-х гг. тема «настоящей дружбы»
играет все более значимую роль в текстах для детей; эта тенденция развивается
и во время Великой Отечественной войны, и в послевоенные годы. В то время
как «товарищество» (нейтральное и не основанное на общности интересов)
считалось основной моделью отношений как среди детей, так и среди взрос-
лых, детская литература и дидактические тексты для детей предлагали иные,
в определенном отношении даже противоречащие ей, модели (как, например,
в  знаменитом романе В. Осеевой «Васек Трубачев и его товарищи» 1947  г.).
Кроме того, несмотря на то что отношение к любви во многом оставалось
пуританским (ср., например, общий запрет на публичное обсуждение детской
сексуальности или введение раздельного школьного обучения), необходимость
наряду с этим пропагандировать брак привела к более терпимому взгляду на
отношения между представителями противоположных полов и, в сущности,
поощрению этих отношений как в литературе, так и посредством традиционных
детских мероприятий, таких, как школьные вечера.
Ключевые слова: дружба, эмоции, история эмоций, детство, воспитание, дет-
ский быт.

Раздел
Исследования